Современная жизнь и духовность

Выбор духовного развития – это как непростая задача для личности, так и проблема, оказывающая большое влияние на общество в целом. Это вызов судьбе отдельного человека, который имеет много возможностей, поскольку современное общество поразительно стремительно осваивает пространство и время, знания и культуру, что открывает широчайшие горизонты для саморазвития.

Современный человек может себе позволить жить, работать и путешествовать по всей планете, не растрачивая непомерных временных и материальных ресурсов, получать образование, изучать культуры и религии разных стран и даже принимать их ценности как личные убеждения. В то же время ритм жизни активного жителя города порой не предполагает времени для остановки и размышления о себе, о смысле жизни и о месте в обществе. И современный мир, давая разнообразные возможности для реализации активной жизненной позиции, одновременно ограничивает, диктуя определенные требования, центром которых является материальное благополучие и служение семье и обществу. Это не оставляет времени для открытия в себе духовного пространства, осмысления личностного опыта и встречи с надличностным, духовным.

Остается актуальным лишь индивидуальное и коллективное. Отсутствие смысла жизни и осмысленной жизненной истории личного развития, связывающей события прошлого с настоящим и устремлениями в будущее, порождает душевную пустоту и отчаяние. Возможно, в связи с этим в урбанистических сообществах растет потребление антидепрессантов, алкоголя и наркотиков. Самоубийства перестали быть редкостью и порой становятся радикальным средством для «эффективного» решения временной дисфункции индивидуума через встречу с окончательным беспредельным – со смертью как последней надеждой на избавление от страданий о собственном и мировом несовершенстве.

Отношение к себе как к функции, придатку конвейера, характерное для индустриального мышления человека прошлого века, предполагает лишь быстрый ремонт или отключение от силовой сети и отправку «на свалку» – в небытие. Современный человек, переживающий кризис, страдает и не осознает причины страданий. Бег по кругу обязанностей и забот, невозможность за шорами внутренних и внешних ограничений увидеть новые ориентиры для личностного роста создают ощущение замкнутого пространства, тюремной камеры. Даже набор стандартных развлечений – «кино, вино и домино» – не высвобождает человеческий дух из оков обыденности, лишь усиливая чувство безысходности.

Смена места ужина с привычного ресторана на вновь открывшийся, поход на премьеру фильма или спектакля приносят удовлетворение, схожее с прогулкой по тюремному дворику. Неудовлетворительное жизнеощущение порождает большой потенциал напряжения, призывающего к духовной активности и взлету из пространства арены и вечного бега по кругу в трехмерное пространство диалога с вечностью, бесконечностью, если хотите, – с богом. Однако, если такого выхода не находится, то потенциал для развития утилизируется через агрессию во вне и внутрь, что приводит к печальным и порой трагическим результатам, кои мы так часто видим в новостях о драках, бытовых убийствах и широкомасштабных войнах. Это никоим образом не соотносится с целью человечества, увлеченного идеей совместного и устойчивого развития. Идея благая, хотя весь опыт ближайшей истории – от эпохи возрождения до современности – показывает нам тщетность усилий гуманного бытия. Всё же сдаваться рано и необходимо продолжать поиски путей выхода из трудного места в общественном развитии. Только через осознанное личное развитие каждого человека можно разрешить коллективные задачи.

Духовное развитие – это естественная человеческая потребность, важное и очевидное событие, происходящее в жизни каждого. Происходит это совершенно неожиданно и, как правило, в тот период жизни, когда, как нам кажется, мы к этому наименее подготовлены. Предвестниками последующего духовного развития являются непреодолимые жизненные ситуации, кризисы, утраты, депрессия, навязчивые фантазии и сновидения. Кажется, что в жизни отдельного человека все устроено и понятно, она идет по привычным рельсам обыденности, но вдруг что-то происходит, что не позволяет наслаждаться этой обустроенностью и кажущейся понятностью. И небо – не такое голубое, и трава – не такая зеленая. Эти события разрушают сформированное годами представление человека о самом себе, являются неприятным опытом встречи с чем-то неуправляемым и бессмысленным. Это делает жизнь пугающей и непредсказуемой, похожей на поездку на мчащемся автомобиле с неработающими тормозами и рулевым управлением.

Способность человека выйти из жизненных трудностей с новым уровнем сознания, навыками и способностями порой и определяет, было ли это работой его духа или это был для него очередной виток однообразных и бессмысленных страданий. Разобраться в собственном внутреннем мире и выйти из «темного леса» с новыми ценностями – вот одна из достойных задач для современного человека, воспитанного западной культурой, ориентированной на внешние ценности и рационалистическое мышление.

Ценность того, что происходит в такие моменты в том, что эти события дают понять человеку: то, что с ним сейчас происходит, не связанно с событиями во внешнем мире. Не связанно с покупкой новых вещей – они приносят временное облегчение, не удовлетворяя глубинных потребностей, и через некоторое время все симптомы, призывающие человека к духовному росту, возвращаются. Таким образом, нереализованный потенциал развития пытается прорваться из пространства бессознательного и заявить о себе, обратить на себя внимание, чтобы дополнить и компенсировать устоявшуюся сегодняшнюю жизнь человека предложением развить в себе новые способности, по-новому мыслить, тонко чувствовать переживания, открыть свое тело как источник получения информации или раскрыть в себе интуицию и способность предчувствовать. Это могут быть совершенно неожиданные и неизвестные открытия в себе, а могут – давно известные, но которые необходимы человеку в данный период для ощущения в себе всей полноты жизни и собственной целостности.

Научиться говорить и ходить для годовалого ребенка – тоже духовное развитие и становление личности. Может быть, аналогия покажется наивной для такого таинственного и мало определённого явления, как духовное развитие взрослого человека, но по значимости изменений она кажется простой и уместной. Этим действием ребенок реализует естественную потребность развиваться, стремиться к идеалу и быть таким же, как значимые для него люди. Для этого надо встать на две ноги, выйти из зоны комфорта и войти в зону риска в поисках равновесия. Метафорически это очень по-человечески – быть на двух опорах, принуждающих к поиску равновесия в жизни, гармонии в отношениях, серединного пути во внутреннем психическом пространстве. И в то же время появляется большая возможность использовать руки для творческой деятельности. Жертвуя устойчивостью и безопасностью, маленький человек приобретает способности деятельного творца и совершенно новый взгляд с иного ракурса на окружающий мир.

С точки зрения Карла Юнга, в коллективном бессознательном сконцентрирован весь человеческий опыт, полученный нами в наследство от наших прямых предков, и доступ к этой бесценной информации имеет каждый. Из этого пространства получают идеи ученые и изобретатели. Развиваясь как сообщество, мы влияем на пространство коллективного бессознательного. И этот процесс происходит в обе стороны: коллективное бессознательное влияет на нас.

Для того чтобы распознать кризисы, поддержать человека и помочь обрести смысл в этих важных для духовного роста моментах, нужно, чтобы рядом оказался близкий друг, наставник, преподаватель, психолог. Человек, имеющий осознанный опыт или представление выхода из подобных состояний и готовый внимательно и деликатно выслушать и душою принять все происходящее. Для того чтобы пройти долгий путь познания себя в поисках предназначения, приходится узнавать о себе то, что было вытеснено в бессознательное. Эти болезненные открытия очень трудно пережить в одиночестве – только человеческое присутствие и сочувствие способны растворить боль от неприятных открытий скрытой, теневой части личности. Подлинное человеческое участие и милосердие обладают магическим воздействие. Они также способны помочь осознать и увидеть под новым углом то, что человек так долго в себе отвергал и обесценивал, найти ценность в отверженных качествах, которыми нас щедро наделила природа, научиться их использовать так, чтобы не оставлять после себя тотального разрушения как в отношениях, так и в окружающей природе, так и в природе собственной души. Связав в единую историю наше прошлое, настоящее и будущее, мы понимаем, что все невзгоды и травмы, которые нам пришлось и еще предстоит преодолеть, формируют подлинно человеческий, уникальный рисунок судьбы.