Горе от ума: просто афоризм или правда жизни?

Многие люди убеждены о том, что в их жизни все сложилось бы иначе – лучше, успешней, богаче – обладай они более высокими интеллектуальными способностями. Но  реальность нередко опровергает подобные чаяния. В интернете даже появился интересный материал на эту тему, в котором обладатели высокого Ай Кью утверждали, что их ум зачастую приносит им горе, а не счастье. Это относится как претензий со стороны окружения в плане завышенных ожиданий от умного человека, так  и банальных обвинений в хвастовстве.

Давайте рассмотрим конкретные проблемы умников и умниц и объяснения с точки зрения психологии.

1. Слова-мысли вместо эмоций-действий

Один из респондентов с высоким АйКью поведал о том, что ему сложно выразить свои эмоции – он их объясняет, рассказывает, что чувствует, оставаясь внешне спокойным и как бы бесстрастным. Понимание своих чувств переводится в плоскость разума, а эмоциональная сторона оказывается отключенной. В итоге умника не слышат и не понимают, он не получает облегчения от общения. А обычные люди в этой ситуации могут изобразить целый спектакль со слезами, смехом, заламыванием рук, массой переживаний, им становиться легче – и их понимают!

Проблема в данной ситуации заключается в превалировании когнитивных навыков личности над эмоциональными. Умный человек часто просто не знает, что наряду с интеллектом и вербальным способом выражения чувств и мыслей можно и нужно пользоваться эмоциями. У него не развиты подобные навыки поведения. Говоря проще – там, где надо дать волю чувствам, интеллектуал выпускает наружу мысли и слова.

2. Ты умнее, значит, все сделаешь лучше других

Зная о высоких интеллектуальных способностях человека, окружающие уверены: ему по плечу задачи любой сложности. Он справиться с ними легко, играючи – лучше всех! И никто не подозревает, насколько тяжек груз такой уверенности для обладателя мощного ума. Ему просто не дают шанса на ошибку – и он не смеет никого подвести. Умник не может поговорить ни с кем о своих сомнениях, переживаниях. Он постоянно в напряжении от того, что не оправдает чьих-то ожиданий. Как признается другой респондент, из-за этого многие умные дети и взрослые просто отказываются от решения сложных задач, боясь поражения и не выполнения надежд окружающих.

Психологи подчеркивают: ошибкой многих родителей является их повышенное внимание к успехам ребенка умного, имеющего высокие оценки. Возлагая большие надежды на будущую учебу, карьеру и работу своего ребенка, они при этом перестают уделять внимание развитию его личности, не прислушиваются к его увлечениям, внутренним переживаниям и эмоциям.

3. Без труда и интеллект не поможет

Еще одной серьезной проблемой умных людей является то, что они с детства многие вещи делают гораздо быстрее, легче и проще, чем сверстники, – не прикладывая особого труда. Умнику достаточно послушать учителя на уроках, чтобы выучить новую тему и за полчаса дома сделать все домашние задания. А середнячок усердно корпит над учебниками, роется в библиотеке, часами ищет материал в интернете, готовясь к ответам на уроках. Но при этом умник уверен, что у него и так все выйдет, и не учится ТРУДИТЬСЯ, а середнячок получает навык ТРУДА. И кто из них будет в выигрыше, когда все же придется поработать? Правильно – тот, кто умеет это делать.

4. Выпячивать свой ум – друзей потерять

Умный человек – это нередко настоящая ходячая энциклопедия: знает не только грамматику, литературу, но и даты, и названия, и массу другой информации. Общение с людьми не столь образованными для интеллектуала становится подлинным испытанием: он слышит ошибки и неточности в речи других  и не может не исправить их. Это невольно указывает собеседнику на недостаток его ума и образования, и он перестанет общаться с умником. Приходится интеллектуалу или проявлять чудеса деликатности, или искать подходящий  круг общения.

5. Замкнутый круг постоянного анализа

Умные люди находятся в состоянии постоянного анализа своей жизни, окружающего мира, попытках понять и осмыслить причины и следствия поступков. Такой подход чреват не только интеллектуальным и эмоциональным перенапряжением, но и выгоранием, приходом к неутешительным выводам о бренности жизни. А еще склонность к постоянному обдумыванию и анализу приводит к сложности в осуществлении выбора и принятия решения.

6. Я знаю, что ничего не знаю

Эту тонкость ума знали уже древние мыслители: человек по мере овладения новыми знаниями понимает, что еще больше знаний остаются им не охваченными. Интеллектуал при этом проявляет больше претензий к собственным знаниям и недооценивает их. Так, известное психологическое исследование доказало: чем ниже компетентность человека в каком-то деле или сфере знаний, тем выше он оценивает свои способности – и наоборот. Любопытным доказательством данному тезису стал эксперимент со студентами, написавшими тест. Те, кто показал самые низкие результаты, были уверены в правильности своих ответов на 50% больше от реальных результатов.  А вот умники посчитали, что хуже справились с заданием – хотя на самом деле они показали более высокие результаты.